Просветительские материалы по финансовой грамотности

Как распознать мошенничество?

Памятка «Как распознать мошенничество?»

Листовки

ВИРУС

Вирусы могут открыть удаленный доступ к вашему устройству, украсть логины и пароли от онлайн- и мобильного банка, а также перехватывают секретные коды из сообщений. Заполучив эти данные, киберпреступники могут похитить все деньги с ваших счетов. Как понять, что устройство заражено и как защитить свои гаджеты от вирусов — читайте в листовке. Подробнее о защите гаджетов — на Финкульт.инфо

НЕЛЕГАЛЫ

Прежде чем обращаться в банк, МФО, страховую компанию или другую финансовую организацию, нужно убедиться, что она работает легально. Как это спелать — читайте в листовке. И запомните: легальные организации имеют действующую лицензию Банка России или входят в реестр компаний, которые могут работать на финансовом рынке. Это можно проверить с помощью онлайн-справочника на официальном сайте Банка России.

ОНЛАЙН-МОШЕННИК

Стать жертвой мошенника можно не только на улице. С развитием технологий охотники за наживой быстро освоили и виртуальное пространство. Аферисты могут подстерегать своих жертв на самых разных онлайн-площадках: они нередко играют роль покупателей или продавцов на интернет-сервисах для размещения обьявлении о товарах и услугах. копируют известные сайты, присылают подозрительные ссылки через социальные сети, мессенджеры или на электронную почту. Какие схемы работают в интернете и как можно обезопасить себя от кражи — в листовке и на сайте Финкульт. инфо

ПОДМЕННЫЕ НОМЕРА

Киберпреступники научились маскировать свой телефонный номер под официальные номера банков. Разбираемся, как не попасться на уловки мошенников. Главное — помнить: даже если у вас на телефоне высветился знакомый номер банка, ни в коем случае не делайте на него обратный звонок. Наберите номер горячей линии банка вручную. Телефон горячей линии можно найти на обратной стороне банковской карты или на официальном сайте банка. Подробнее про мошенничество с банковскими картами онлайн на Финкульт.инфо

С КАРТЫ УКРАЛИ ДЕНЬГИ

Пришло СМС, что с карты списали деньги, но вы ничего не покупали, переводы не делали и наличные не снимали. Вероятно, ваша карта или ее данные попали к мошенникам. В такой ситуации нужно немедленно заблокировать карту сообщить в банк по горячей линии о краже денег и написать в отделении банка заявление о несогласии с операцией. Сделать все это необходимо не позднее следующего дня после того, как банк уведомил вас об операции, которую вы не совершали. Пошагово, что делать и как обезопасить деньги на счетах, — листовке и на сайте Финкульт.инфо

ТЕЛЕФОННЫЕ МОШЕННИКИ

Вам позвонили на мобильный с незнакомого номера. Солидный мужской голос на фоне шума офиса сообщил: «Это служба безопасности вашего банка. Мы зафиксировали, что киберпреступники пытаются получить доступ к вашему личному кабинету. Надо срочно перевести все деньги на безопасный счет, иначе их украдут!». В такой ситуации нужно немедленно положить трубку. это звонят мошенники. Аферисты постоянно придумывают новые способы выманить у людей деньги или конфиденциальные данные для доступа к счетам. Но какой бы ни была легенда, есть пять примет, по которым можно сразу же вычислить обманщиков. Подробнее — читайте в листовке и на сайте Финкульт.инфо

ФИНАНСОВЫЕ ПИРАМИДЫ

Вам предлагают вложить деньги под невероятно высокие проценты, обещаю гарантированный доход и просят активно привлекать друзей в проект? Будьте осторожны, успешная инвестиционная компания может оказаться финансовой пирамидой. Количество финансовых пирамид год от года меняется, но совсем они не исчезают: закрывают одни, открываются новые. И, по данным Банка России и правоохранительных органов, ежегодно люди теряют в них миллиарды рублей. Рассказываем, как действуют такие организации и как их распознать. Подробнее читайте на сайте Финкульт.инфо

ФИШИНГ

Фишинг — главное оружие киберпреступников Другими словами — это выуживание конфиденциальных данных: паролей, реквизитов карты или счета для кражи денег с карты или из интернет-кошелька. Воры играют на психологии: рассылают СМС, электронные письма и сообщения в чатах с просьбой, например, «подтвердить аккаунт» или «восстановить доступ к банковскому счету». Пои этом сообщения содержат ссылку на специальный фишинговый сайт — сайт-двойник банка, госоргана или другой организации. Если вы не заметили подмены, то после ввода своего логина, пароля интернет-анка или реквизитов карты переведете деньги мошенникам. Как защититься от фишинга — в листовке и на сайте Финкульт.Инфо

Печатные материалы

РИСУНОК 1

Вам звонят под видом «службы безопасности банка» и пытаются убедить, что ваши деньги в опасности? При этом требуют назвать реквизиты карты и трехзначный CW-код. указанный на оборотной стороне карты? Это — мошенники. Не паникуйте, прервите разговор и проверьте информацию, перезвонив в свой банк, набрав номер вручную. Ни в коем случае нельзя это делать автонабором — сработает переадресация, и вы снова попадете к мошенникам. Телефон «горячей линии» банка обозначен на обратной стороне банковской карты и на официальном сайте банка. Как не попасться на уловки мошенников — читайте на Финкульт. инфо

РИСУНОК 2

Вам звонят якобы из «банка» и сообщают, что ваши деньги в опасности? Запомните, если в разговоре вас торопят, не дают времени подумать, заставляют действовать здесь и сейчас, когда речь идет о деньгах на вашем счете, — этс признак мошенничества. Банк России рекомендует соблюдать элементарные правила кибербезопасности: ни при каких обстоятельствах не сообщать посторонним людям и не вводить на неизвестных сайтах ланные своей банковской карты, пароли из СМС-сообщений, под каким бы предлогом эти данные ни пытались узнать. Как не попасться на уловки мошенников — читайте на Финкульт.инфо

РИСУНОК 3

Многие люли постоянно забывают пин-код от банковской карты, поэтому хранят его на бумажке — в кошельке или кармане, вместе с картой. Мошенники пользуются этим и получают доступ к деньгам человека. Ни в коем случае не храните пин-код вместе с картой — если он попадет в руки мошенников, вы можете потерять все свои деньги. больше о банковских картах и том как зашитить их от мошенников — на Финкульт.инфо

РИСУНОК 4

Мошенники все чаще маскируют свой номер под официальные номера банков. Они могут представиться сотрудниками «службы безопасности банка» и сказать, что ваши деньги могут украсть. Запомните, если в разговоре вас торопят, не дают времени подумать, заставляют действовать здесь и сейчас, когда речь идет о деньгах на вашем счете, — это признак мошенничества. Не паникуйте, прервите разговор и проверьте информацию, перезвонив в свой банк, набрав номер вручную, — он обозначен на обратной стороне банковской карты и на официальном сайте банка. Подробнее, как не попасться на удочку мошенников, — читайте на Финкульт.инфо

РИСУНОК 5

Представляясь сотрудниками финансовых учреждений, аферисты пугают человека несанкционированным списанием средств или блокировкой карты и пытаются выведать платежные реквизиты, персональные данные, коды и пароли — все, что может быть использовано для проведения операции без согласия клиента. Помните: банковский служащий никогда не спросит у вас пин-код. CVC/CW-код (три цифры на обороте банковской карты) либо код, пришедший в смс. А вот мошенники, напротив, требуют сообщить данные карты, коды, при этом используют различные банковские термины, запугивают клиента и уверяют, что в противном случае случится нечто непоправимое. Не паникуйте, прервите разговор и позвоните в свой банк, вручную набрав номер. Как не попасться на уловки мошенников — читайте на Финкульт.инфо

РИСУНОК 6

Многие (особенно люди старшего поколения) постоянно забывают пин-код от банковской карты, поэтому хранят его на бумажке — в кошельке или кармане, вместе с картой. Мошенники пользуются этим и получают доступ к деньгам человека. Ни в коем случае не храните пин-код вместе с картой — если он попадет в руки мошенников, вы можете потерять все свои деньги. Больше о банковских картах и том, как защитить их от мошенников — на Финкульт.инфо

РИСУНОК 7

Вам звонят под видом «службы безопасности банка» и пытаются убедить, что ваши деныи в опасности? При этом требуют перевести деньги на якобы «безопасный» счет? Запомните: если в разговоре вас торопят, не дают времени подумать, заставляют действовать здесь и сейчас, когда речь идет о деньгах на вашем счете, — это признак мошенничества. Не паникуйте, прервите разговор и проверьте информацию, перезвонив в свой банк, набрав номер вручную. Телефон «горячей линии» банка обозначен на обратной стороне банковской карты и на официальном сайте банка. Как не попасться на уловки мошенников — читайте на Финкульт.инфо

5 признаков мошенника
Автоплатежи
Кибербезопасность
Фальшивки